бесконтактного электронного зажигания на оппозитный

Опубликовал admin 15 March 2016 в рубрике Анатомия мотоциклов. Комментарии: Comments Off

У нас можно купить:

Снимаем древнееPконтактное зажигание и меняем его на безконтактное электронное зажигание.

Ещё в семидесятые годы прошлого столетия многие автомобильные и мотоциклетные фирмы начали заменять на двигателях механическое контактное зажигание на неизнашиваемое электронное зажигание.. Приемущества очевидны : лёгкий пуск, не зависящий от длительности стоянки, так как искровой разряд в два раза мощней — 30 киловольт вместо 15 — на контактном.
К тому же от этого существенно падает расход топлива и содержание СО, так как из за более мощного разряда можно значительно обеднить карбюратор, и не смотря на это топливо сгорает полнее. А как известно, чем полнее и качественнее сгорание топлива, тем больше мощность двигателя. Ну и ещё одно из приемуществ так это возможность запуска двигателя при подсевшем аккумуляторе, так как комплектующие из которых будет собираться схема электронного зажигания,расчитанны на работу при напряжении от 8 до 18 вольт.

Но самое неприятное в кантактном зажигании- это то, что контакты, изготовленные неизвестными подвальными»фирмами» и отнюдь не из вольфрама,Pсгорают через пару сотен километров. Или постоянно «уплывают» отрегулированные зазоры, плюс подсевший на пару вольт аккумулятор. От всего этого катание превращается в нервотрёпку, а холодный запуск мотора — в тренажёр по накачке правой ноги.

В настоящее время появились в продаже заводскиеPблоки электронного зажигания, например Старооскольское. Это радует с одной стороны — установил и забыл. Но первый их недостаток — это применяемость только для оппозитного отечественного мотора, и полная непригодность к Ижам или Явам.

Второй — это если полетит например датчик Холла, то можно выбрасывать весь блок. Ну и третий минус заводского электронного зажигания — это то, что катушка и коммутатор находятся в высокотемпературной зоне под крышкой, что при длительных поездках в жаркую погоду приводит к перебоям в работе двигателя (многие владельцы Вояжей, Волков, и Солло жалуются на это).

Предлагаемая мной конструкция самодельного Pэлектронного зажигания собирается из очень распространённых и дешёвых (по сравнению с иномарками)Pдеталей от ВАЗ 2108, 09, и избавлена от всех перечисленных выше недостатков. Схема пригодна и для Явы иPИжа, есть толькоPнекоторые ньюансы установки для этих мотоциклов, которые я опишуPв этойPстатье.

Собрав систему электронного зажигания из этих деталей и отправившись в дальнюю поездку, вы всегда будете уверенны, что в любом случае вернётесь домой своим ходом, так как любую,Pвышедшую из строяPдеталь, можно заменитьPотдельно от остальных и купить коммутатор, датчик Холла или катушку зажигания можно в любомPгороде или посёлкеPвPларьке автозапчастей. Хотя за девять лет ежегодных поездок на море на мотоцикле, у меня ни разу ничего не сгорело, так и провозил (отправляясь в дальнюю поездку)Pзапасные детали в кофре все эти годы.

Удаляем с двигателя штатноеPконтактное зажигание и штатнуюPкатушку, работа которой зависитPот погоды и влажности воздуха. Теперь необходимо купить автомобильные детали для электронной системы зажигания, а именно : восьмёрочный коммутатор, восьмёрочный датчик Холла, и только Калужского завода автоэлектроника, он в ламинированной упаковке и стоит немного дороже, чем ненадёжныеPкитайские, которые обычно предлагают в магазинах чуть дешевле и без упаковки.

Далее приобретаем двухвыводную катушку зажигания от Оки, новой Волги или Газели, так же понадобится штекерный шестиштырьковый разъём для коммутатора с проводами, ну и набор селиконовых высоковольтных проводов ( можно найти поштучно), тоже предназначенных для Оки или восьмёрки. Мне как то попались в продаже провода, которые не плотно надевались на Оковскую катушку и пришлось их вернуть, так что при покупке проводов возьмите с собой катушку и проверяйте плотность посадки, это важно для безперебойной работы системы зажигания в дождь.P(при снимании колпачка провода с катушки или с свечи,Pполучается звук как от присоски).

Купив все вышеперечисленныеPкомпоненты, подключите их согласно схемы (на фото), и закрепите на мотоцикле : коммутатор на раме под сиденьем, катушку под баком или перед баком снизу, датчик Холла подключите к проводам и проведите его в район распредвала и пока оставьте висеть.PЗдесь я советую припаять провода датчика, убрав разъём, так намного надёжнее. Кстати о катушке — она может поместиться и под штатной крышкой, но крепить её там не советую, лучше под баком и объясню почему.

Под крышкой температура доходит до ста градусов (при долгой работе в жаркую погоду), и как я уже говорил, именно поэтому в долгой поездке на мотоцикле Урал Волк возникают перебои от нагрева катушки зажигания, которая находится внутри под крышкой, и от нагрева коммутатора. На эту проблему жаловался уже не один владелец этого мотоцикла. Катушка должна хоть как то обдуваться ветром, тогда можно ездить сутками, и перебоев в работе мотораPне будет.

Теперь нужно заказать токарю поворотный диск, на котором будет крепиться датчик Холла, и с помощью трёх прорезей на этом диске можно будет менять опережение зажигания при настройке. Опережение выставляется один раз и забывается.

Диск точим из алюминия, но если нет, то можно из любой стали, просто сверлить отверстия и нарезать резьбу для крепления датчика будет чуть сложнее. Но это позже, а пока точится диск токарем, нужно изготовить то, что будет давать импульс для искры. А именно, изготовить лепестки, которые при вращении распредвала будут заходить в прорезь датчика Холла и в определённый момент, соответствующий нужномуPположению поршня, давать импульс на коммутатор, а коммутатор давать скачок напруги 12 вольтPна первичную обмотку катушки зажигания и от этого вторичнаяPобмотка Pкатушки в этот момент разрядится тридцатью киловольтами на свечу зажигания.

Лепестки(2 штуки)Pвырезаем из ненужногоPстаканчика от аммортизатора (см. фото), их ширина 15 мм в месте захода в холлPи 10 мм в месте приваривания к штатной системе грузиков. Почему из стаканчика ? Во первых толщина металла 1 мм, то что нужно для лепестка, ну и главное — это то, что лепесток в месте захода в датчик имеет идеально закруглённую поверхность и от этого жёсткость металла, тоPчто нужно при вращении и заходе в прорезь датчика Холла.

При вырезании и доводке лепестков,Pстараемся добиться симметричности сторон и абсолютной одинаковости обоих лепестков. Кстати о лепестках : многие спецы пишут, что лепесток должен быть якобы шириной милиметров 30 — 40, не меньше,Pили иметь в расширении какой то обязательный угол, например 25 или 30 градусов и прикол в том, что у всех написано по разному. Не слушайте — это полная чушь и объясню почему.

Когда происходит разряд искры в цилиндре мотора, то бензовоздушная смесь не загорается от этой искры, а именно мгновенно взрывается и толкает поршень, я повторюсь — мгновенно в доли секунды и ей говоря простым языком ужеPплевать в момент взрыва на длительностьPпрохода лепестка и его ширину, а так же на то, чем задан импульс — тонкой отвёрткой или хоть пятидесяти милиметровым лепестком. Поэтому 10 — 15 мм ширины лепестка вполне хватает для устойчивой работы оппозита на любых оборотах. К тому же чем меньше ширина лепестка, тем он легче по весу, а это важно на больших оборотах.

Вырезав и обработав заусенцы, привариваем лепестки полуавтоматом к планкеPкулачка штатных грузиков опережения. Таким образомPна оппозитном моторе мы меняем зажигание на электронное, но оставляем штатное опережение зажигания, меняющееся от оборотов, и расхождения грузиков.

Место приварки смотрите на рисунке и фото, и чтоPглавное — этоPприварить лепесток строго посередине к планке кулачка.
Да, чуть не забыл сказать, что используем кулачок с грузикамиPстарого типа ( от шести вольтовых оппозитов), они качественнее и главное больше подходят для этих целей( больше места).

При покупкеPкулачка, проверьте пружинки на грузиках и если они неплотно сидят на оськах (болтаются), то необходимо их поджать плоскогубцами, или поменять кулачок на другой, если есть выбор.

Когда будет выточен диск, то следующей самой ответственной операцией будет точное сверление в нём отверстий для крепления датчика Холла. Отклонения даже на милиметр вправо-влево здесь не допустимы.

Для точной отметки отверстий нужно сделать следующее : закрепляем диск на моторе тремя штатными винтами М5 и этиPвинты должны быть зажатыPPстрого посередине овальных прорезей в диске; затем одеваем на распредвал штатные грузики с кулачком (собранные) и поджимаем их штатным болтом М6Pна своём местеPк распредвалу.

Далее прокручиваем коленвал потихоньку кикстартером иPвыставляем метку Р на маховике, означающую момент вспышки с опережением; грузики с лепестками соответственно повернутся вместе с распредвалом и один из лепестков остановится примерно около 3 часов, ( у всех по разному)или на полчетвёртого — если образно поделить диск как циферблат часов; теперь берём датчик Холла и ровноPодеваем его магнитнойPпрорезью на лепесток, ястественно он прилипнет магнитом к лепестку и рабочего зазора в 1 мм не будет( как на рисунке); чтобы выставить рабочий зазор как на рисунке, нужно с двух сторон лепестка вставить картонки толщиной 1 мм и размером 10х10 мм, а если нижний край лепестка упирается в низ датчика(там где на рисунке написано зазор), то подтачиваем его и в итоге тоже добиваемся зазора в 1 мм.

Теперь датчик зафиксирован на своём месте, с помощью двух милиметровых картонок и плоскостью лежит на поворотномPдиске — это значит, что можно с помощью тонкой иглы обвести отверстия в датчике и пометить точно будущиеPотверстия на диске. Но прежде чем чертить иглой будущие отверстия на диске, следует аккуратно повернуть против часовой стрелкиPдатчик Холла вместе с лепестками, натянув до конца пружинки грузиков( развести грузики) — только теперь намечаем иглой места сверления отверстий, крепящих датчик.

Начертив иглой круги отверстий, снимаем грузики и диск,PкернимPначерченные кружки по центруPи сверлим аккуратно сверлом на 2,5 мм, а затем сверлом диаметром 4 мм. Чтобы точно просверлить отверстия, советую работать на маленьком сверлильном станке. Просверлив отверстия нарезаем резьбу М5 в диске и прогоняем этим же метчиком отверстия в пластмасе датчика Холла. Остается закрепить датчик на диске с помощью коротких винтов М5Pи после затяжки их, переверните диск и с другой стороны сточите выступающюю резьбу винтов (заподлицо).PЖелательно закернить их с обратной стороны, а можно использовать резьбовой герметик.

После этого одеваем на место диск с закреплённым на нем датчиком Холла, зажимаем его винтами( посередине овальных отверстий) и надев на распредвал грузики с лепестками(пока не зажимаем их)P проверяем вращением вокруг распредвала — не цепляют ли лепесткиPза датчик. В идеале должно быть как на рисунке — со всех трёх сторон, между лепестком и стенками магнитнойPпрорези датчика, должны быть зазоры в 1 мм.

Если датчик чутьPцепляет где то, то пробуем его подогнуть, если сильно цепляет — значит придётся переваривать лепестки по новому. Чтобы этого не произошло, старайтесь при сверлении отверстий крепления датчика, делать всё не спеша и аккуратно, постоянно всё перепроверяя.

Помните,Pвсё это делается один раз, и сделав всё чётко и красиво, выPвпоследствии забудете о проблемах с зажиганием на долгие годы — здесь нечему изнашиваться.PКак говориться семь раз отмерь, один раз отрежь (или просверли).

Собрав всю систему и зажав поворотный диск с датчиком винтами М5 к корпусу двигателя (винты посередине прорезей в диске), а кулачок с грузиками и лепестками к распредвалу, остаётся пропустить три провода через штатное отверстие в блоке мотора и припаять их согласно электросхеме, показаной выше к датчику Холла. Теперь можно пробовать запускать двигатель. Зазоры на свечах увеличиваем с 0,6 мм до 1 мм, так как искровой разряд в два раза мощнее, чем былоPна контактном зажигании.

При заводке бывает, что мотор заводится, но на ручку газа плохо откликается и мощности нет. Значит нужно разжать три винта М5, крепящих диск и прокрутив его сделать опережение чуть пораньше или позже и опять зажать винты, тоесть добиться этим нормального набора оборотов. На поворот ручки газа, двигатель должен мгновенно реагировать и набирать обороты.

Это делается один раз, ставится метка и забывается на годы. Как проверить правильность опережения : нужно выставить маховик по метке Р и после этого раздвинуть рукой грузики до конца, один из лепестков в этот момент должен зайти в датчик Холла ровно на половину лепестка, если нет, то отжимаем винты и крутим диск и добиваемся этого. А как выставить момент зажигания более точно, с помощью тестера, читаем вот тут.

При работе двухцилиндрового мотора, катушка зажигания в момент вспышки в одном из цилиндров даёт искру сразу в двух : в одном цилиндре в нужныйPмоментPв конце такта сжатия, а в другом цилиндре в момент выпуска расходуется в холостую.

Таков принцип работы двухвыводной катушки для электронного зажигания. Но энергии разряда вполнеPхватает для двухPразрядов одновременно. Кстати чуть не забыл сказать, что поездив с плоским диском, я решил(наверно от нечего делать, )Pвыточить вместо диска крепления датчика — цилиндр, и закрепив внутри его датчик Холла, прикрыть его оргстеклом и вообще отказаться от штатной крышки закрывающей зажигание (см. фото).

Теперь при работе двигателя, можно наблюдать работу грузиков в окошко, и мотор спереди стал как то симпатичнее.P
Одно время я на этот цилиндр установил трамблёр от восьмёрки, и катался с ним.

Поездив несколько лет с этой системой электронного зажигания, она меня ни разу не подвела, к тому же расход топлива с ней примерно 5 литров на сотню (по трассе).PНо как известно тюнинг не имеет границ и я начал задумываться о том, как бы сократить расход топлива еще немного.

Это можно сделать повысив в два раза энергию искры в цилиндрах и тогда можно будет ещё больше обеднить карбюраторы, без вреда для мотора. Как этого добиться? Ведь в электронном зажигании искра и так в два раза мощней, чем при контактном. Вывод один : установить на двигатель четырёхвыводную катушку, двухканальный коммутатор, и самое главное — две свечи в каждый цилиндр.

Отдал головки цилиндров фрезеровщику, и он мне сделал с другой стороны камеры сгорания площадки под свечи и соответственно просверлил и нарезалPрезьбу под свечи под нужным углом. Дополнительные свечи вкручены (см. фото)Pи работы по усовершенствованию электронного зажигания для оппозитного двигателя продолжаются, но это тема отдельной статьи, а пока — успехов всем в работе!

25 комментариев к записи “Установка безконтактного электронного зажигания на мотоцикл с оппозитным двигателем.”

Похожие статьи:


Комментирование закрыто.